На сцене Королевского театра Испании (Teatro Real) состоялась мировая премьера новой версии оперы «Айнадамар» американского композитора аргентинского происхождения Освальдо Голихова о выдающемся испанском поэте Федерико Гарсиа Лорке.«Айнадамар» – небольшая
опера, которая идет без
антракта всего полтора часа.
Привычно
разворачивающегося сюжета в
ней нет, но есть величайшая
трагедия испанского народа –
убийство поэта, ставшего
предзнаменованием кровавой
Гражданской войны в
Испании, после которой к
власти пришли фашисты. В
название вынесено место в
Гранаде – канал, на берегу
которого в 1936 году
франкисты расстреляли
Федерико Гарсиа Лорку вместе
с другими республиканцами.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ[Арабское слово «Айнадамар»
переводится как «Фонтан
слез». «Эта опера о хрупкой
реальности во всех смыслах, о
том, как, например, в
Испании, красивой стране,
богатой поэтическими
талантами, в один прекрасный
день люди начинают убивать
друг друга, – говорит маэстро
Голихов. – Эта опера о том,
как много любви надо, чтобы
создать что-то, и как мало
надо, чтобы разрушить»…
Книги Гарсиа Лорки были
запрещены в Испании до
самой смерти генерала
Франко. Место гибели поэта
известно, но его останки до
сих пор не обнаружены.
Однако главный герой оперы
– даже не сам Федерико
Гарсиа Лорка, а его преданная
подруга, каталонская актриса
Маргарита Ксиргу, беззаветно
любившая его и игравшая еще
при жизни поэта в его пьесах
(Гарсиа Лорка был не только
поэтом, но и драматургом,
музыкантом, художником-
графиком), в том числе в
знаменитой «Кровавой
свадьбе». Маргарита является
зрителю в образе Марианы
Пинеды, героини «народных
романсов» и одной из первых
пьес Гарсиа Лорки, реальной
женщины, жившей в Гранаде в
1804–1831 годах и публично
повешенной за участие в
заговоре либералов против
короля Фердинанда VII.
Мариана так и не выдала
сообщников, став символом
свободы и борьбы за
независимость. Как и сам поэт,
арестованный франкистами 18
августа 1936 года и казненный
на следующий день.
В мадридской постановке
заняты молодые оперные
звезды, неординарные и очень
востребованные: сопрано
Джессика Ривера (Маргарита
Ксиргу), сопрано Нурия Риал
(Нурия, ученица Маргариты) и
меццо-сопрано Келли
О’Коннор (Федерико Гарсиа
Лорка). Дуэты и трио в их
исполнении очень красивы и
мелодичны. Американка
Джессика Ривера начинала
свою профессиональную
карьеру не только как оперная
певица, но и как
драматическая актриса
(декламировала стихи). Этот
опыт ей очень пригодился в
дальнейшем – сегодня она
сотрудничает с такими
современными
композиторами, как Освальдо
Голихов, Джон Адамс, Дебора
Дрателл (автор оперы
«Николай&Александра», в
которой партию Распутина
исполнял Пласидо Доминго). В
постановке Питера Селларса
Джессике Ривере досталась
непростая партия и роль
бунтарки Маргариты Ксиргу,
которую она делит с Нурией
Эсперт – каталонской
драматической актрисой и
театральным режиссером,
фантастически эмоционально
читающей стихи Гарсиа Лорки
из последнего сборника поэта
«Диван Тамарит» 1936 года.
Ближайшую ученицу главной
героини проникновенно
исполняет Нурия Риал. Пению
и игре на фортепиано она
начала учиться в родной
Каталонии, потом продолжила
образование в Швейцарии, в
Музыкальной академии Базеля
у профессора Курта Видмера.
Сегодня Нурия Риал солирует
на ведущих мировых оперных
сценах Берлина, Парижа,
Брюсселя, участвует в
музыкальных фестивалях
Европы, Латинской Америки,
Израиля. И, наконец,
американка Келли О’Коннор,
голосом которой «говорит» и
«поет» Федерико Гарсиа
Лорка. Ее меццо-сопрано
удивительным образом
отражает душевные
переживания последних часов
и минут жизни гениального
поэта-бунтаря. Партия
Федерико – одна из коронных
в репертуаре молодой певицы.
Мировая премьера оперы
«Айнадамар» состоялась в
2003 году в США. Мнения
критиков и почитателей
современной музыки тогда
разделились: кто-то ругал,
кто-то восхищался маэстро
Голиховым, которому удалось
создать яркий музыкальный
шедевр, где переплетены
фламенко, еврейская,
мусульманская, христианская
музыка, латиноамериканские
ритмы, современная классика
и электроника. Освальдо
Голихов не стесняется
перенимать и потакать
привычкам и пристрастиям
публики, заимствует их, чтобы
потом вернуть
облагороженными и
выверенными. В 2007 году за
запись оперы «Айнадамар»
маэстро получил сразу две
премии «Грэмми» – за лучшее
произведение современной
музыки и за лучшую запись
классики.]